Інститут Україніки

Головне меню

Фотопроект М. Матуса

Семейный альбом 1893 - 1957

Карта проїзду

 

 

Архиепископ Георгий (в миру Григорий Иосифович Конисский; 20 ноября 1717, Нежин Черниговской губернии — 13 февраля 1795, Могилёв) — архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, философ, общественный деятель. Причислен к лику местночтимых святых Белорусского экзархата Русской православной церкви в 1993 году. 

Выходец из украинского служилого казачьего рода. Отец — Иосиф Иванович Конисский, сотенный урядник, с 1727 — бургомистр Нежина. 

В 1728 Григорий Конисский поступил в Киевскую духовную академию, полный курс которой окончил в 1743 «с особенною похвалой». В академии изучил латинский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий языки, писал стихи.

11 августа 1744 был пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.

В 1744—1746 — проповедник Киево-Печерской лавры.

С 1745 — учитель пиитики в Киевской духовной академии.

С 1747 — профессор богословия и философии и префект академии, был рукоположен в сан иеромонаха.

С 1 августа 1751- архимандрит Киевского Братского монастыря.

С 30 августа 1752 — ректор академии. 

В 1746 написал драму «Воскресение мертвых», сюжет которой был основан на навеянном евангельским сюжетом противопоставлении бессердечного богача и терпеливого бедняка, которые после кончины, попадают, соответственно, в ад и рай. В этой драме присутствует социальная критика, а её тема была актуальна для того времени, когда казацкая старшина захватывала земли у более бедных казаков. 

В своих лекциях по философии Георгий (Конисский) демонстрировал знакомство с творчеством мыслителей различных школ и эпох. Он отождествлял созданную Богом природу с материей как с основой всего сущего, считал, что природа «является внутренним принципом действия и будто домом для вещей, а именно: она обусловливает внутренние процессы в вещах и есть не что иное, как материя и форма». Он полагал, что природа, отожествляемая с материей, является принципом движения и покоя: «Если вещи движутся, их движение обусловливает природа; если покоятся, их покой опять-таки обусловливает природа». По его мнению, «материя никогда не может быть ни порождена, ни уничтожена, она сотворена Богом в начале мира, и какая, и в каком количестве сотворена, такая и в таком количестве по сей день остаётся и будет оставаться в будущем». 

Георгий (Конисский) рассказывал студентам о достижениях современных ему астрономических исследований, объясняя многие природные феномены естественными причинами, установленными наукой. Верил в силу человеческого разума, хотя и признавал историческую ограниченность познания. Рассматривая проблемы этики, он провозглашал жизнь с предоставленной ею способностью чувствовать первопричиной, условием и естественной основой счастья человека. 

В качестве профессора богословия первым среди учёных из Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке. По словам митрополита Макария (Булгакова), он «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников». 

20 августа 1755 хиротонисан во епископа Могилёвского; его епархия находилась на территории Польши, где православные (равно как и протестанты) подвергались дискриминации. Боролся за равенство прав граждан Польши, принадлежавших к различным конфессиям. Заботился о просвещении подведомственному ему духовенства с тем, чтобы оно способствовало повышению образовательного уровня своей паствы. В 1757 он открыл в Могилеве духовную семинарию и организовал типографию при архиепископском доме. Много позднее, уже после присоединения восточной Белоруссии к России, в 1780 семинария была реорганизована, в ней открылись классы богословских и философских наук; в 1785 был построен новый двухэтажный учебный корпус. 

Активность владыки Георгия встречала неприятие со стороны части католической шляхты. Летом 1759 во время богослужения в храме в Орше его изгнали из церкви, заставили укрыться в монастыре, который после этого был осаждён толпой, намеревавшейся убить епископа. Ему удалось тайно выбраться из монастыря в крестьянской телеге, покрытой сверху навозом. В 1760 на архиерейский дом и семинарию было совершено нападению, в результате которого несколько семинаристов были ранены, а епископ нашёл убежище в подвале. 

В 1762 епископ Георгий (Конисский) присутствовал в Москве на коронации Екатерины II, где просил русскую императрицу оказать помощь православным на территории Польши. В 1765 выступил с яркой речью в защиту православных перед новым польским королём Станиславом Понятовским. Направил польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях. В своей деятельности опирался на многочисленные исторические документы и юридические акты, определявшие права православных верующих на польской территории. 

Действуя при поддержке российских властей (арестовавших нескольких католических лидеров) и в союзе с протестантами добился на сейме 1767—1768 уравнения в правах католиков и православных. Впрочем, значительная часть польского общества не признала этих принятых под давлением решений, и в условиях разразившейся гражданской войны епископ Георгий был вынужден уехать на российскую территорию (в Смоленск), вернувшись в Могилёв лишь после первого раздела Польши в 1772. 

В результате первого раздела Польши восточная Белоруссия была присоединена к России, и владыка Георгий стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским. 

В 1780 он заложил в Могилёве храм во имя праведного Иосифа в присутствии императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. Тогда же добился от Екатерины II издания указа, разрешающего переход униатов в православие в том случае, если в униатском приходе вакантно священническое место. В течение трёх последующих лет к православию присоединились 112 578 униатов. При этом епископ Георгий нашёл способ обойти указ императрицы, ограничивавший переход униатов в православие — в том случае, если униатский священник симпатизировал православным, епископ сначала присоединял его к православию. А так как в результате приход становился вакантным, то после этого появлялась возможность присоединить к православию и прихожан. 22 сентября 1783 он был возведён в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. 

В 1784 архиепископ Георгий (Конисский) предложил проект создания православной епархии в Польше с центром в Слуцке и рекомендовал на пост её правящего архиерея своего давнего сотрудника игумена Виктора (Садковского), долгое время руководившего Могилёвской духовной семинарией. В 1785 предложения владыки Георгия были приняты, что укрепило позиции православных в Польше. 

Автор ряда книг, наибольшую известность среди которых получило руководство для священников «О должностях пресвитеров приходских», выдержавшее при его жизни четыре издания. Был собирателем литературных памятников, его личная библиотека насчитывала 1269 книг и 241 экземпляр рукописей и документов. С именем Георгия (Конисского) долгое время связывалась историческое сочинение «История русов», однако современная историческая наука опровергает его авторство. 

Был известен как выдающийся проповедник, резко критиковавший человеческие пороки и затрагивавший в своих проповедях острые социальные проблемы: 

Суды хотя носят имя алтарей неприкосновенных, именуются прибежищем и покровительством обидимых, престолом Самого Бога, но в них нередко прибегающий находит совет нечестивых, седалище грабителей. Законы же хотя сами по себе священны и справедливы, однако и они в сих седалищах нередко истязания терпят, когда подъятыми на неправду, как струна пыточная натягиваются. 

Резко критиковал грехи не только светских, но и духовных лиц, в том числе и нерадивых священников, не желающих проповедовать своей пастве («немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати»), и лицемерных монашествующих («обещавшихся с клятвою постническое житие вести, больше прочих и жрём, и празднуем»). По словам А. С. Пушкина (считавшего владыку «одним из самых достопамятных мужей» XVIII столетия), проповеди Георгия просты, и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; но их искренность увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство. 

Был похоронен в Спасской церкви Могилёва, которая была при нём достроена и освящена. Над его могилой была прибита медная лоска с эпитафией, составленной самим архиепископом:

Колыбель — Нежин, Киев мой учитель,

Я в тридцать восемь лет назван: Святитель.

Семнадцать лет боролся я с волками.

А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами.

За претерпенные труды и непогоду

Архиепископом и Членом стал Синоду,

Георгий именем, я из Конисских дому,

Коню подобен был я почтовому.

Тут трупа моего зарыты кости.

В год семисотый пятый девяностый. 

(Цитируется по книге: Буглаков М., священник. Преосвященный Георгий Конисский. Минск, 2000. С. 505. Существуют и другие, несколько отличающиеся по стилистике, варианты этой эпитафии).
 

Память об архиепископе Георгии 

Владыка Георгий в числе других исторических личностей изображён на барельефе памятника 1000-летия России, возведённого в Новгороде в 1862. 

Определением Синода Белорусского Экзархата Русской православной церкви 6 августа 1993 архиепископ Георгий Конисский причислен к лику местночтимых святых. Ему составлены служба и акафист. 

Труды

Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве. 1767.

Исторические известия о епархии Могилевской. 1775.

О должностях пресвитеров приходских (руководство приходскому духовенству). 1776.

Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в обществе истории и древностей Российских, 1847, № 8.

О воскресении мертвых (трагедия), интермедии. // Древняя и Новая Россия, 1878, ч. III.

Слова и речи. Могилёв, 1892.

 

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 35 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист