Інститут Україніки

Головне меню

Карта проїзду

 

В связи с постоянно поступающими к нам вопросами о том, как составить свою родословную, с чего начать и где искать данные по своим предкам, мы решили дать ответы на эти часто задаваемые вопросы. Надеемся, что эти ответы помогут вам сохранить время и сделают ваш поиск увлекательным и более эффективным.

Какие данные нужны для составления фамильного дерева? 

 Самыми необходимыми данными являются Ф.И.О., год и место рождения. Если год рождения не известен, то указывается приблизительно. Наш опыт показывает, что +/- 5 лет - вполне допустимый разброс. Без этого исходного набора данных поиск вести не возможно. Все остальные данные (год и место смерти, где и кем работал, чем знаменит) второстепенны, однако ими не следует пренебрегать, так как они в дальнейшем могут быть использованы для написания истории фамилии. 

 С чего начать составление фамильного дерева? 

 В первую очередь надо расспросить родителей, дедушек и бабушек, что им известно о своих предках. Всю информацию, для последующей систематизации, необходимо внести в анкету, которая заполняется на каждую семью. Сначала указывается глава семьи, его родители, потом жена и совместные дети, если жен было две, то указывается вторая жена и затем совместные с ней дети. Фамилия жены указывается девичья. Начинать надо со своей семьи, затем семьи деда по отцовской линии, семьи деда по материнской линии и т.д. Если хотите, можете заполнять анкеты на семьи дяди, тети, брата, сестры, и так далее. Каждая семья - это ветвь на вашем фамильном дереве, поэтому чем больше анкет вы заполните, тем интереснее будет выглядеть ваше фамильное дерево.

  Как составить запрос и куда его отправлять? 

 После того, как известные вам данные записаны в анкеты, определяется самый дальний предок, который вам известен. Затем подается запрос на поиск записи его рождения в областной Государственный Архив и ЗАГС по месту его рождения. В записях рождения указываются Ф.И.О. родителей и их возраст. Таким образом, нужно найти предка с годом рождения до 1850 года. Если известно его отчество, то год рождения может быть и выше, так как в этом случае поиск по ревизским сказкам можно вести и по отчеству. Хотя не во всех случаях этот поиск приводит к успеху (только при редкой фамилии). Гарантированным считается, если вам известно, что ваш самый дальний предок родился до 1850 года.

 Что надо помнить при поиске по ревизским сказкам? 

 После того, как вами определен предок с годом рождения до 1850 года, можно приступать к поиску по ревизским сказкам. Первое, что надо помнить при составлении вашего фамильного дерева, это то, что многие из наших предков не имели фамилий. Поэтому в ревизских сказках 1782 и 1811 годов многие главы семейств записаны без фамилий, только имя и отчество. Принадлежность их к той или иной фамилии удавалось определить только после тщательного анализа последующих ревизских сказок, сопоставляя составы различных семей.

Вторая проблема - это почерк писаря, составлявшего ревизскую сказку, и различное написание одной и той же фамилии.

 Что это за документы - Ревизские Сказки - и какие данные в них приведены?

 Мы решили опубликовать статью, в которой подробно объяснено происхождение этих документов, и каким образом они используются для генеалогических исследований. В качестве примеров мы добавили несколько фото Ревизских Сказок. 

 С 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий: 

 1 - 1718-1727 гг. 

2 - 1743-1747 гг.

3 - 1761-1767 гг.

4 - 1781-1782 гг.

5 - 1794-1795 гг.

6 - 1811 г.

7 - 1815 г.

8 - 1833 г.

9 - 1850 г.

10 - 1857-1858 гг.

 Одним из главных источников для генеалогических исследований, позволяющим узнать необходимую информацию о предках, являются ревизские сказки - документы именной переписи податного населения Российской Империи, охваченного ревизиями XVIII - середины XIX вв. Возникновение ревизских сказок как особого вида исторических источников непосредственно связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г., когда подворное налогообложение было заменено подушным, т.е. подати отныне стали взыматься с "души мужского пола". Проведение реформы потребовало организации подушного учета населения. Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать "сказки" о количестве душ в каждом населенном пункте. С этого момента берут начало ревизские сказки. История ревизий и история ревизских сказок как вида исторических источников настолько неразрывно связаны, что отделять их друг от друга не имеет смысла. Ревизские сказки, оформленные в виде книги или тетради, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, его географическом размещении, социальном и половозрастном составе, национальном и семейном состоянии, вопросах миграции населения. Генеалога в первую очередь должны интересовать сведения о составе семьи и родственных связях внутри нее, а также даты рождения и смерти, информация о браках, разводах и рождении детей.

На протяжении XVIII - середины XIX в. было проведено 10 ревизий (с 1719 по 1857 гг.), каждая из которых растягивалась на несколько лет, поэтому за год проведения ревизии историками обычно принимается её "основной год", т.е. год, в который было учтено большее количество населения. При работе с материалами ревизского учета следует принимать во внимание, что в ревизии учитывалось податное население, состав которого на протяжении XVIII - XIX вв. постоянно менялся, следовательно менялась и степень представления в ревизских сказках всего населения страны. Так, 1-ая, 2-ая и 6-ая ревизии учитывали только "души мужского пола", остальные же - и мужского, и женского. Как правило, учету подлежали все категории податного населения (а их, согласно списку, подготовленному по окончании 3-ей ревизии, насчитывалось более 100 наименований), традиционно объединяемые в более крупные группы крестьян (государственных, дворцовых и частновладельческих), посадских людей и купцов. Во всех без исключения ревизиях не участвовали дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны, а также состав действующей армии и флота. Что же касается социальных групп, занимающих "промежуточное" положение между податными и привилегированными сословиями, то здесь государство пошло по пути постепенного освобождения их от подушной подати: так, с конца XVIII в. учету не подвергаются купцы 1-ой гильдии, государственные чиновники и разночинцы. Единицей переписи была т.н. "ревизская душа", сохранявшая свою актуальность как налогоплательщик вплоть до следующей ревизии, несмотря на возможное изменение социального статуса, забор в рекруты или смерть (эта особенность ревизского учета легла в основу сюжета повести Н.В. Гоголя "Мертвые души"). Сложности с выборкой и определением категорий населения объяснялись еще и тем, что сами ревизии являлись своего рода шагом на пути к выделению этих категорий, а не просто отражали уже устоявшуюся стратификацию общества. К концу третьей ревизии был подготовлен список, включающий более 100 наименований категорий податного населения. Кроме того, следует учитывать, что ревизии проводились не на всей территории страны: как правило, в документах ревизского учета не отражается население Польши, Закавказья и ясачных районов Сибири, только с 1781 г. система общегосударственных ревизий была распространена на Украину.

Ревизия как процесс состояла из нескольких этапов, на каждом из которых возникали особые виды документов. Таким образом, ревизские сказки являются первичными материалами ревизии, сведения которых на следующих этапах обобщаются и структурируются , а также подвергаются дальнейшей обработке и тщательной проверке (отсюда, собственно, и название переписи - "ревизия"). Ревизские сказки подавались в местные органы власти (волостные правления, ратуши, затем городские думы), где составлялись перечневые ведомости - первый этап обобщения данных ревизских сказок в масштабах уезда, провинции и губернии, содержащие сравнение данных текущей ревизии с уже проверенными данными предыдущей. На момент полного окончания ревизий составлялись генеральные табели, а с четвертой ревизии (1782 г.) начинают составляться окладные книги - общероссийские сводные материалы ревизии, предназначенные только для расчета податных сборов (поэтому в них отсутствуют сведения о женском населении и сопоставление с предыдущими ревизиями). В имениях ревизские сказки подавались владельцами или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян - старостами или другими должностными лицами, в городах - представителями городской управы.

 Долгое время четкого формуляра ревизской сказки не существовало: во время двух первых ревизий учитывались только лица мужского пола с указанием возраста; начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк сказки, начинает учитываться и женское население, увеличивается количество данных, которое обязательно должна сообщать сказка по каждому учитываемому человеку. Только с седьмой ревизии (1815 г.) формуляр складывается окончательно: вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит в себе следующие клаузулы: название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с номером семьи, цифры состава семьи "по последней ревизии", число и состав "выбывших" и "прибывших" лиц, временно отсутствовавших, и итоговые данные "ныне налицо". В заключение стоят подписи ответственных лиц. В сказку записывалась одна семья за другой, на левой половине листа - мужчины, на правой - женщины.

 Отдельно следует рассмотреть вопрос о достоверности сведений, содержащихся в ревизских сказках и других материалах ревизского учета населения. Вполне естественно, что государство стремилось максимально увеличить количество "душ", облагаемых налогом. Так же как и подлежащие учету слои населения (или их владельцы, если речь идет о помещичьих крестьянах) были заинтересованы в обратном (особенно это касалось раскольников, обязанных платить двойной налог). Как правило, серьезные искажения могут содержаться в информации о численности населения, учитываемого только для счета (например, женского населения) и не обязанного платить налог. В учете данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непоследовательно и небрежно.

 Таким образом, анализ ревизских сказок позволяет почерпнуть необходимую информацию для генеалогического исследования: имена, даты рождения и смерти, сведения о социальном статусе и семейном положении, а также ряд дополнительных сведений о предках. Для дополнения сведений, предоставляемых ревизскими сказками, зачастую используются другие документы церковного и административно-полицейского учета населения. Однако в большинстве случаев ревизские сказки остаются единственным и самым информативным, самым значимым источником для генеалогических исследований по истории крестьянских и купеческих семей XVIII - середины XIX в.

  

www.azovgreeks.com

 

  • 06
  • 09
  • 10
  • 11
  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 15
  • 07
  • 08
  • 12
  • 14
  • 15
  • 01
  • avtoportret khudozhnika
  • chi daleko do afriki
  • kholodniy dush istorii
  • mariya bashkirtseva
  • petro yatsik
  • poet iz pekla
  • prigodi kozaka mikoli
  • privatna sprava
  • ukrainski metsenati
  • 25poetiv

Хто зараз на сайті

На сайті 140 гостей та відсутні користувачі

Відкритий лист